Популярный среди гаражников распылитель GAV-162А распыляет остатки краски
Обзор типов распылителей, ч.1
У меня нет желания морочить вам голову баснями о том, кто, как и при каких обстоятельствах изобрёл распылитель — кто говорит, что это был американец доктор Де Вилбисс, кто говорит, что работяга с мануфактуры Саввы Морозова…
Замечу только, что речь мы поведём о пневматических распылителях. То есть, о распылителях, в которых функция дробления краски на мелкие капли и перенос их к окрашиваемой поверхности осуществляется с помощью сжатого воздуха.
Справедливости ради отмечу, что пневматические распылители — это не единственный вид распылителей, существующих в природе. Есть распылители безвоздушного типа, где краска под большим давлением, создаваемым плунжерным насосом, подаётся в распылительную головку. Есть механические распылители, где краска дробится на капли с помощью центробежной силы, электростатические и т.д. и т.п. Такие распылители применяются в производственных условиях, но никак не в гараже.
А это значит, что пневматический распылитель — безальтернативный вариант для гаражника.
Да и не только для него. Скорее, для всех, кто занимается ремонтной окраской автомобилей.
Теперь поговорим о том, как можно классифицировать распылители.
Классификация пневматических распылителей по рабочему (подводимому к распылителю) давлению.
Все распылители можно условно разделить на две большие группы:
Типы распылителей: вверху - GAV - 162 НР, затем Walcom Slim HP, Jonnes Way HVLP, в самом низу - монстр GEO двойного распыления от Walcom
а) Классические, или обычные распылители. Их ещё называют распылителями высокого давления, или HP.
Давление сжатого воздуха, подводимое к распылителю, составляет 3 — 5 кг/см, а расход воздуха 100 — 300 литров в минуту.
Давление воздуха в распылительной головке составляет 1,2 — 1,5 кг/см (не путать с подводимым давлением)
Замечу, что все цифры — очень приблизительные и могут отличаться в любую сторону от указанных, в зависимости от назначения распылителя, его размеров и режима окраски.
б) Распылители низкого давления, или HVLP. Среднее подводимое к распылителю давление 2 — 2,5 кг/см, а расход воздуха 400 и более литров в минуту. Давление в распылительной головке составляет около 0,7 кг/см. Опять-таки, цифры очень приблизительные – например, подкрасочный распылитель класса HVLP может иметь более скромный расход воздуха.
В некоторых промышленных HVLP распылителях расход воздуха может составлять более 1000 л/мин. при давлении воздуха в распылительной голвке 0,15 — 0,25 кг/см. В таких распылителях в качестве источника сжатого воздуха используется турбина низкого давления.
Принципиальных отличий в конструкции распылителей НР и HVLP нет. Даже разделение их на распылители высокого и распылители низкого давления - чисто условное. И в самом деле, почему-то давление в две атмосферы считается низким, а в три — выским.
Визуально распылительная головка HVLP — распылителя имеет более широкий воздушный кольцевой зазор на распылительной головке (см. фото)
Аббревиатура HVLP давно навязла в зубах, мозгах и голосовых связках всех тех, кто испытывает интерес к вопросам распыления краски. Поэтому остановимся на этом моменте подробнее:
Общие различия между распылителями обычного типа и HVLP. О некоторых заблуждениях по этому поводу.
HVLP — это аббревиатура от английских слов Хай Вольюм Лоу Преша, что в вольной нижегородской трактовке приблизительно означает: «высокий расход (воздуха) при низком давлении».
Ну и зачем нам эти Хай Вольюм Лоу Преша? Почему вдруг они понадобились? Может быть, классические распылители стали хуже работать?
Нет, не стали. Просто изменились экологические стандарты. Дело в том, что классический распылитель «переносит» на окрашиваемую поверхность всего 30 — 40 процентов распыляемого материала. Остальные 60 — 70 процентов попадают в атмосферу. Тот, кто красил в гараже классическим распылителем, знает, что во время его работы образуется туман из взвешенной краски, сквозь который порой бывает трудно разглядеть самого маляра. Затем весь этот туман оседает на стоящем в гараже автомобиле, на ушах гаражника, на верстаке — короче говоря, на всём, что там есть.
HVLP распылитель переносит до 70 — 80 процентов распыляемого материала. Это значит, что меньше загрязняется окружающая среда и экономится краска.
Но. HVLP — распылитель, как это ни парадоксально, красит хуже, чем классический, а не наоборот, как ошибочно считают многие.
Парадокс состоит в том, что HVLP — распылитель создавался не для того, чтобы качественней красить, а для того, чтобы меньше загрязнять окружающую среду.
А красит он всё — таки хуже, чем классический. И на это есть объективные причины.
а) Распылитель высокого давления (он же классический, он же обычный, он же НР), “дробит” краску на мелкие капли (размером в среднем 10 -100 микрон).
Арифметика простая: мелкие капли — небольшая шагрень. Но. Низкий перенос краски. То есть, по дороге от распылителя к окрашиваемой поверхности часть мелких капель не долетает до неё, рассеиваясь в воздухе, а другая часть, хоть и долетает, но рикошетит.
Да, я не ошибся — мелкие капли краски рикошетят от окрашиваемой поверхности, как сухой горох от стенки! (Кстати, вместо слова «рикошет» можно встретить слово «отбой»)
Это происходит потому, что сила поверхностного натяжения в капле тем больше, чем меньше её диаметр. И если сила, с которой капля ударяется об окрашиваемую поверхность, меньше силы поверхностного натяжения, то капля рикошетит.
б) Распылитель низкого давления (он же HVLP), дробит краску на более крупные капли (размером в среднем 50 — 150 микрон). У крупной капли сила поверхностного натяжения значительно меньше, поэтому капля после удара об окрашиваемую поверхность практически гарантированно остаётся на ней. Это значит, что потери краски на рассеяние и рикошет значительно ниже, чем у классического способа распыления.
Но в замен получаем более крупную шагрень.
в) HVLP — распылителем обычно работают с меньшего (в среднем 150 мм) расстояния, чем у классическим (250 — 300 мм). Это значит, что выше вероятность образования потёков распыляемого материала.
Это значит, что придётся затратить дополнительное время на удаление возможных дефектов окраски — и потёков, и шагрени.
Поэтому, если продавец в магазине или манагер в автосервисе начинают компостировать вам мозг словами типа ” высочайшее качество финишных покрытий обеспечивается применением HVLP - распылителей” — не верьте им. Качество в первую голову определяется квалификацией работяги, и только потом – типом распылителя.
Скажу более: квалифицированный маляр отлично окрасит любое корыто самым дрянным распылителем.
И наоборот: если у работяги руки вставлены не тем концом, то будьте покойны, он накосячит вам любым распылителем, даже если он сделан из чистого золота и украшен кристаллами Сваровски.
И даже угрозы физической расправы не изменят положение дел.
д) HVLP — распылитель потремляет много воздуха, поэтому и компрессор, и воздушные магистрали должны иметь производительность больше, чем для работы классическим НР распылителем.
Таким образом, у HVLP — распылителя остаётся единственное преимущество — экономия краски, и, как следствие — лучшие экологические показатели.
Давайте теперь разберёмся с экономией.
Вспомните, какие чаще всего повреждения кузова вам приходится ремонтировать?
Чаще всего — мелкие, когда требуется только небольшая подкрасок.
Реже окрашивается одна — две детали. Например, дверь и крыло.
И очень редко гаражник красит (”обливает”) авто целиком.
Вспомните, какой краски и сколько вам приходилось расходовать на ремонт?
Предположим, вы красите каким — нибудь стандартным Мобихелом дверь от Вазовской шестёрки. Сколько краски уйдёт на ремонт? Я думаю, кубиков 100 -150. Сколько это будет стоить? Я думаю, рублей сто. Сколько вы сэкономите краски, если будете красить HVLP — распылителем? Пусть это будет 50 процентов. Это значит, вы сэкономите пятьдесят рублей. А теперь скажите, много ли разницы между 50 и 100 румлями?
Я думаю, почти никакой.
Даже если вы учтёте всю сэкономленную краску за год, сумма получится такая, что не хватит сходить даже в скромный кабак.
Так стоит ли тратить кучу денег на покупку пафосного HVLP — распылителя, а затем удалять потёки и шагрень?
В сервисе, тем более большом, где расходуются сотни литров эмалей и лаков высшего качества, например, Дюпон или Сиккенс — да. HVLP — распылитель будет “отбит” очень скоро.
А в гараже, или микроскопическом сервисе?
И всё — же. Будем покупать и красить HVLP — распылителем, или нет? Решайте сами.
Я, хоть и недолюбливаю эти распылители, но всё равно держу. “Фирменный” HVLP — распылитель очень добротно и красиво сделан, упакован в кейс, имеет адекватные регулировки…
Я использую их для нанесения базовой эмали. И почти никогда для лака и акриловой эмали . Исключение делаю для подкрасочного распылителя Ego от Walcom (см. среднее фото в конце этой статьи) Им я крашу всё.
Другие типы распылителей — RP, MP, LVLP, LVMP, HTE.
После появления посредственно красящего HVLP — распылителя стал очевиден идиотизм происходящего — новый девайс красит хуже старого. И инженеры — разработчики принялись устранять очевидный перекос в сторону ухудшения качества. В разных фирмах появились разные образцы распылителей с разными названиями, которые, тем не менее, имели много общего — все они были результатом компромисса между классическим и HVLP — распылителем. Перечислим их, переведя на мой родной язык — нижегородский:
Подкрасочные распылители:сверху - простейший от ф. GAV, далее - EGO HVLP, внизу - китайский с неравномерным кольцевым воздушным зазором. Это - явный брак, ухудшающий качество окраски
RP - редьюс преша — пониженное давление.
MP — мидл преша — без комментариев
LVLP — лоу вольюм лоу преша — без комментариев.
LVMP — лоу вольюм мидл преша — без комментариев.
HTE — хай трансмит эмишн — высокий перенос (краски или чего — нибудь ещё).
Параметры этих распылителей занимают промежуточное значение между параметрами распылителей высокого и низкого давления. Я имею в виду давление в распылительной головке, расход воздуха, и как следствие, размер шагрени.
Распылителем типа HTE можно красить с того же расстояния, как и обычным (250 -300 мм против 150 у HVLP).
В общем, инженеры изо всех сил устраняли вред от изобретения HVLP.
3. Ещё один тип распылителя.
На особой позиции стоит распылитель типа GEO от одной известной фирмы — Walcom.
Не хочу заниматься рекламой, тем не менее, распылители типа GEO забьют баки любому — и HVLP, и RP, и LVLP и т.д. и т.п. И всё потому, что краска в этих распылителях дробится дважды — сначала внутри распылительной головки, а затем снаружи. Делается это с помощью большого количества мелких патентованных дырочек, расположенных на воздушной насадке и дюзе…
Всё это выглядит очень внушительно. (см. самое нижнее фото). Причём, давление воздуха в распылительной головке — низкое, как у HVLP.
То есть, по параметрам давления в распылительной головке и расходу воздуха этот распылитель — как бы HVLP , но красит он более мелкими каплями, чем его старший брат. Хотя и не такими мелкими, как классический.
Так или иначе, этот распылитель — наилучший из всех видов…Разумеется, это не реклама, а моё скромное мнение.
Как видите, я был несколько тенденциозен, делая этот обзор. Ничего не поделаешь — это моё личное мнение, тем более, что я не связан никакими корпоративными обязательствами.
Написал Homa, май 2009 Взято здесь
Сайт гаражника